
Кэндо («путь меча») – сегодня одно из наиболее популярных в Японии фехтовальных искусств, начатое с традиционных самурайских техник владение мечом -кэн-дзюцу. Когда-то это было воинское единоборство, так сказать, в чистом виде, однако теперь оно утратило прикладное значение и, образно выражаясь, превратилось в искусство для искусства.
Когда в 1868 году после Реставрации Мэйдзи носить мечи запретили, кэн дзюцу временно ушло в подполье, его популярность резко снизилась, многие школы закрылись. Но вскоре оно возродилось уже под новым именем «кэндо» – в основном благодаря группе мастеров во главе с Сакакибарой Кэнкити из школы дзики синкагэ-рю.
Проводились публичные демонстрации схваток на бамбуковых мечах и эффективного разрубания всевозможных предметов. Настоящий профи делает это виртуозно: он с лёгкостью рассекает толстенные снопы сена, подброшенный волос и даже летящее насекомое. Предания гласят, что для настоящего мастера не составляет труда с завязанными глазами разрубить вертикально стоящую палку на четыре части или срезать углы сосновой дощечки несколькими молниеносными ударами-так сказать, «не отрывая пера».

Достаточно быстро кэндо стало наряду с дзюдо обязательным или факультативным предметом в японских школах, колледжах и университетах. На тренировках вместо настоящих мечей начали использовать деревянные-боккэны. Все японская федерация кэндо, которая взяла за основу комплекс (ката) «путь меча Великой Японской империи», разработанный ещё в 1912 году группой известнейших мастеров, появилась в 1928 году. С тех пор она не прекращала свою деятельность даже в сложный для японского общества времена – в период Второй мировой войны и в послевоенные годы американской оккупации, когда кэндо запрещали. Правда, теперь этот вид единоборств развивается уже в спортивном варианте, причём миллионы его поклонников проходят обучение за пределами Японии.
В Стране восходящего солнца меч с давних времён являлся символом божественного происхождения императора и знаком могущества. Обладать им-значило быть приобщённым к источнику силы и власти. Делом чести каждого японского воина прошлого считалось верность своему господину. Самурай обязательно имел острый, как бритва, меч, к тому же богато инкрустированный. Одним словом, меч являлся «душой самурая», святыней и фамильной драгоценностью, передававшейся по наследству – от отца к сыну. Большинство видов японских единоборств развивались на основе фехтования и непосредственно под влиянием его законов.
Средневековая история Японии-это история жестоких войн, в ходе которых самураи одного клана уничтожали представителей другого. «Синдэ морао!» – «Извольте умереть!»- говорили самураи перед тем, как пронзить неприятеля мечом. После этого победитель отрубал голову поверженному врагу и, торжествуя, демонстрировал её соратникам. Выжить в то время означало знать кэн-дзюцу. Как и любой другой вид военного искусства, это не только физические упражнения и отработка ударов с мечом. Меч-всего лишь средство совершенствования духа. Кэн-дзюцу-это мировоззрение, своеобразная форма отношений человека с окружающим миром, отражающая многовековые традиции.
Появилось кэн-дзюцу примерно в 10 веке. А два столетия спустя некоторые приёмы фехтования пешего и конного воинов были канонизированы. Быстрое развитие фехтовального искусства произошло в эпоху междоусобных войн, когда появились мечи улучшенного качества и лёгкие доспехи. Местным военным правителям-даймё требовались преданные воины для охраны их владений. В следующем столетии из Кореи в Японию проник дзэн-буддизм, учение, делавшее акцент на телесную и духовную дисциплину. Самурай стал расценивать меч как продолжение собственной души. Умение действовать не размышляя, молниеносно подчиняясь инстинкту, сулило победу над врагом, заранее обдумывающий каждый свой удар.
Другое немаловажное преимущество дзэн-буддизма, как казалось самураям, состояло в том, что он поощрял медитацию, помогающую человеку избавиться от всевозможных страстей и достичь внутреннего умиротворения и совершенства. Самурай воспитывал в себе презрение к смерти и равнодушия к победе, вступая в сражение со спокойной сосредоточенностью и равнодушия. Но тем не менее он был готов к любому повороту судьбы, в том числе и самому трагическому-смерти.

В период становления самурайства японская аристократическая верхушка презирала «воинов-мужланов», не обученных никаким светским премудростям. Однако со временем отношение к ним изменилось: многие самураи прекрасно освоили изящные искусства, и очень часто насмехавшаяся над ними снобистская элита оказывалась посрамлённой. В средние века немало знаменитых мастеров боевых искусств обращали своё внимание на «владельцев меча».
В любой школе, практиковавшей техники владение шестом, дубинкой, кинжалом, багром, цепью, реальным противником всегда выступал человек с мечом. Тот, кто не познал Путь меча, в поединке был обречён на поражение. В самурайской морали меч стал олицетворением религиозной убеждённости, прямодушия, чести и верности долгу. Японские оружейники пользовались огромным уважением.
В 14 веке конкурировали мастера Масамунэ и Мурамаса. Эти люди вошли в легенду, в которой передана суть идеи меча в двух его ипостасях-меч разящий и меч, предотвращающий противоборство. По преданию, когда решили сравнить их мечи, оба клинка вонзили в дно ручья и пустили по направлению к ним по течению несколько листочков, сорванных с дерева. Когда один из них приблизился к мечу Мурамасы, то был рассечён острейшим лезвием. А другой, столкнувшийся с клинком Масмунэ обогнул его и уплыл невредимым. Японцы истолковали это так: сила меча, как и сила любого воинского искусства, может быть направлена на разрушение, но истинное её предназначение-сохранить мир.

Этика кэн-дзюцу в целом и отношение к мечу в частности составляли неотъемленную часть кодекса Бусидо-всего уклада жизни самурая. Немало мастеров внесли огромный вклад в развитие кэн-дзюцу. Например, Идзаса Иэно, основавший в 15 веке школу «Тэнсин сёдэн Катори синто-рю», что в переводе означает «Синтоистская школа храма Катори малой традиции Небесной души». Долгое время ученики этой школы считались непревзойдёнными бойцами. Ещё одна легенда кэн-дзюцу-Миямото Мусаси, величайший фехтовальщик в истории Японии. Этот человек, делавший упор на фехтование двумя мечами (длинным и коротким) одновременно, одержал победу в 60 серьёзных поединках и умер своей смертью, что среди профессионалов было большой редкостью. Кстати говоря, некоторые специалисты считают, что именно Мусаси ввёл в применение боккэн (или бокуто) – точную копию меча, выполненную из твёрдых пород дерева. Правда, другие приписывают эту заслугу основателю школы дзики синкагэ-рю Ямаде Хэйдзаэмону Котосу, который разработал также защитное снаряжение для проведения поединков. Позже бамбуковый меч стали использовать в качестве учебного инструмента многие мастера других видов единоборств-дзю-дзюцу, дзюдо и айкидо, а появление защиты превратило кэн-дзюцу в популярный вид спорта.
В эпоху Токугавы, когда наконец-то прекратились кровавые междоусобицы, кэн-дзюцу получило глубокое философское содержание, на смену агрессивной направленности пришло духовное самосовершенствование. Термин «кэндо» был впервые введён в начале 18 века школой абэ-татэ-рю. Теперь каждый ученик школы должен был постигать Высший Путь, ибо только он предначертан для изучающего искусства меча-путь освобождения от суетных земных забот и соблазнов.
Слияние с Великой Пустотой посредством достижения состояния мунэн – вот главная цель. В поединках современного кэндо очки даются в том случае, если один из бойцов поразил у противника три опасных участка головы, а также запястья рук, которые в момент касания меча находились не ниже уровня плеч. Присуждаются очки и за имитацию удара в горло и другие точки тела. В современном кэндо тычки в горло и в грудь разрешены, однако нет ударов ниже пояса(соответственно нет их по ногам). Запрещены также атаки противника со спины и работа мечом между его руками.
@темы: история, красивое, мифы, бытейское, дела клановые, мысли Первого Консула, культура, ассоциации, интересное